Необходимым условием эффективного выполнения планов перевозок грузов и пассажиров является исправное техническое состояние автомобилей.
Под техническим состоянием автомобиля (его агрегата или механизма) понимается состояние, характеризуемое совокупностью его эксплуатационных свойств, изменяющихся в процессе эксплуатации, измеренных и оцененных количественно в данный момент времени.
К основным эксплуатационным свойствам автомобиля относится: надежность, топливная экономичность, динамичность и безопасность движения.
В результате длительной эксплуатации автомобиля количественные значения параметров указанных свойств снижаются, а следовательно, ухудшается техническое состояние автомобиля, что приводит к частичной или полной потери его работоспособности.
Под работоспособностью следует понимать такое состояние автомобиля, при котором он может выполнять заданные функции (осуществлять транспортную работу) в данный момент времени с показателями эксплуатационных свойств, соответствующих техническим требованиям.
Чтобы поддерживать техническое состояние автомобиля или его работоспособность на требуемом уровне, необходимо знать причины их изменения и иметь средства и методы, позволяющие своевременно обнаруживать и устранять неисправности. Этим целям служит наука техническая эксплуатация автомобилей, изучающая причины и закономерности изменения их технического состояния, разрабатывающая методы и средства поддержания работоспособности автомобилей (технического обслуживания, ремонта и хранения), удовлетворяющие требованиям технической документации, которые определяют количественные значения показателей эксплуатационных свойств.
Основным методом предотвращения неисправностей автомобиля служит его техническое обслуживание.
Под техническим обслуживанием (ТО) понимают комплекс организационно – технических мероприятий, цель которых – предупредить возникновение неисправностей, уменьшить изнашивание деталей автомобиля при его эксплуатации, повысить, таким образом, его надежность и долговечность, а следовательно, поддерживать на требуемом уровне работоспособность автомобиля.
Однако даже при качественном ТО в процессе эксплуатации возникают неисправности, а иногда и поломки, в результате которых становится необходимым восстановление работоспособности автомобиля или ремонт.
Следовательно, под ремонтом понимается комплекс операций или совокупность технических воздействий по восстановлению работоспособности автомобиля.
Работы по поддержанию автомобилей в исправном состоянии производятся в соответствии с утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Выполнение работ по ТО и текущему ремонту (ТР) автомобилей осуществляется на АТП и станциях технического обслуживания (СТО).
Восстановление автомобилей (агрегатов), полностью потерявших свою работоспособность, ввиду резкого возрастания себестоимости перевозок вследствие частых и сложных ремонтов, как правило, производится на авторемонтных заводах.
Задачей технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей как сферы практической деятельности АТП является не только поддержание и восстановление работоспособности автомобильного парка, но и снижение затрат на его содержание, а следовательно, и себестоимости перевозок.
автомобиль ремонт технический обслуживание
Условные обозначения
№ |
Обозначения |
Наименование |
Размерность |
||
1 |
Расчетный пробег ТО-1 |
км |
|||
2 |
Расчетный пробег ТО-2 |
км |
|||
3 |
Номинальный пробег до ТО-1 |
км |
|||
4 |
Номинальный пробег до ТО-2 |
км |
|||
5 |
Коэффициент корректирования в зависимости от условий эксплуатации автомобиля |
||||
6 |
Коэффициент корректирования в зависимости от условий модификации автомобиля |
||||
7 |
Коэффициент корректирования в зависимости от климатических условий |
||||
8 |
Коэффициент корректирования в зависимости от пробега с начала эксплуатации |
||||
9 |
Коэффициент корректирования в зависимости от размеров АТП |
||||
10 |
Расчет трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 |
чел./час |
|||
11 |
Номинальная трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2 |
чел./час |
|||
12 |
Расчет трудоемкости ТР |
чел./час на 1000 |
|||
13 |
Номинальная трудоемкость ТР |
чел./час на 1000 |
|||
14 |
Расчетный пробег до КР |
км |
|||
15 |
Номинальный пробег до КР |
км |
|||
16 |
Расчетное количество дней простоя на ТО и ТР |
дней/на 1000 |
|||
17 |
Номинальное количество дней простоя на ТО и ТР |
||||
18 |
Коэффициент корректирования, учитывающий влияние пробега с начала эксплуатации на величину простоя в ТР |
||||
19 |
Коэффициент технической готовности |
||||
20 |
Дэц |
Дни эксплуатации автомобиля до КР |
Дней |
||
21 |
Среднесуточный пробег |
км |
|||
22 |
Дпр |
Дни простоя, на обслуживании и в ремонте за цикл пробега |
Дней |
||
23 |
Дкр |
Дни простоя на КР |
Дней |
||
24 |
Коэффициент использования автомобилей (или dB – выпуска) |
||||
25 |
ДРГ |
Рабочие дни в году |
Дней |
||
26 |
Коэффициент, учитывающий снижения использования технически исправных автомобилей в рабочие дни по эксплуатационным, причинам |
||||
27 |
Годовой пробег автомобилей |
км |
|||
28 |
Количество автомобилей инвентарных |
Списочное |
|||
29 |
Количество ЕО за год |
Количество обслуживаний |
|||
30 |
Количество ТО-1 в год (или) |
Количество обслуживаний |
|||
31 |
Количество КР в год |
Количество обслуживаний |
|||
32 |
Количество ТО-2 в год (или) |
Количество обслуживаний |
|||
33 |
Количество СО в год |
Количество обслуживаний |
|||
34 |
ТГЕО |
Годовая трудоемкость ЕО |
Чел./час |
||
35 |
ТГТО-1 |
Годовая трудоемкость ТО-1 |
Чел./час |
||
36 |
ТГТО-2 |
Годовая трудоемкость ТО-2 |
Чел./час |
||
37 |
ТГТР |
Годовая трудоемкость ТР |
Чел./час |
||
38 |
ТГТР-3 |
Годовая трудоемкость ТР (ТТР,УЧ) |
Чел./час |
||
39 |
Доля работ моторного цикла от работ всей зоны ТР (8%) |
% |
|||
40 |
РТ |
Количество технологических рабочих |
Чел. (явочных) |
||
41 |
Рш |
Количество штатных рабочих |
Чел. |
||
42 |
Фрм |
Фонд рабочего времени |
Час. |
||
43 |
Фр |
Действительный фонд рабочего времени |
Час. (в год) |
||
44 |
ТМС |
Меж сменное время |
Час. |
||
45 |
ТН |
Продолжительность работы авто. на линии |
Час. |
||
46 |
ТВ |
Продолжительность выпуска авто. на линии |
Час. |
||
47 |
/n |
Коэффициент перехода от цикла к году |
|||
48 |
Пробег авто. за цикл до КР |
км |
|||
49 |
ДЭЦ |
Дней эксплуатации авто. за цикл |
Дней |
||
50 |
ДРЦ |
Дней простоя авто. в ремонте за цикл |
Дней |
||
51 |
ДОР |
Дней простоя авто. в ТО за цикл |
Дней |
||
52 |
ДКР |
Дней простоя авто. в КР |
Дней |
||
53 |
FO |
Площадь, занимаемая авто. |
М |
||
54 |
П |
Расчетное число постов |
Шт. |
||
55 |
∑ Fоб |
Суммарная площадь под оборудование |
М2 |
||
56 |
Коэффициент плотность расстановки оборудования |
||||
57 |
Количество старых автомобилей в АТП |
Шт. |
|||
58 |
Количество новых автомобилей в АТП |
Шт. |
|||
59 |
Коэффициент корректирования нормативной трудоемкости ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации |
||||
- Характеристика объекта
- Выбор исходных данных и корректирование нормативов по III категории условий эксплуатации
- Расчёт годовой производственной программы по ТО автомобилей в трудовом выражении
- Расчет численности производственного персонала в зоне ТО и ТР
- Выбор станочного оборудования
- Расчет площадей производственных помещений
- Операционно-технологическая карта
- Техника безопасности на участке
- Схема технологического процесса
- Основы организации ТО и ТР автомобилей при централизованном управлении производством